• Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная страница

Храм Рождества Христова в с. Заозерье - Священство

Индекс материала
Храм Рождества Христова в с. Заозерье
Храм Рождества Христова, что на Данилищевом озере
Князь Даниил Московский
Преподобный Сергий
Тихонов день
Прихожане
Священство
Строители и украсители
Все страницы

Священство

Храм Рождества Христова счастлив не только Небесными Покровителями, историей и прихожанами. Он всегда был счастлив священнослужителями.

За тихоновским алтарем, у стены храма, похоронен священник Виктор Галахов, много лет бывший настоятелем здешнего храма. Многие старожилы помнят этого замечательного батюшку. Участник войны, перенесший тяжелое ранение, он был очень мужественным человеком, мужественным пастырем. Ведь в те годы, что довелось ему служить, священнику были необходимы такие личные качества как смелость и неустрашимость. Весь советский период времени власти, несмотря на внешнюю лояльность к Церкви продолжали вести с ней борьбу. От священника требовалось, в лучшем случае, сохранение количества крестин, венчаний, отпеваний, числа прихожан. Увеличение треб или числа молящихся в храме воспринималось как антигосударственная тенденция и зачастую пресекалось. Если государственному чиновнику через какого-нибудь соглядатая поступала информация, что в праздник причастилось много людей, или, что батюшка проводит полноценную исповедь, что он сказал в воскресный день проповедь, то такого священника лишали регистрации, и ему приходилось уезжать в другой город или село. Пастыря разлучали с паствой, разрывались духовные связи. Именно тогда сложились и на многие годы укоренились в некоторых приходах такие негативные явления как скорая, общая исповедь, редкое причащение Христовых Тайн, церковная жизнь без духовного руководства, без проповеди. Чтобы не подвести пастыря, люди старались причаститься не в праздник, а в предшествующие дни, так как именно в праздничные дни подручные советских чиновников различных ведомств подсчитывали подходящих к Чаше.

Отец Виктор Галахов не боялся активных действий. За время его служения намного возросло число прихожан храма. Он говорил к народу пастырское слово, он был замечательным духовником, для многих стал настоящим духовным отцом. Его авторитет в округе был настолько велик, что чиновники и начальство, по должности и положению не смевшие обратиться к о. Виктору явно, тем не менее, искали с ним встреч. Просили его тайно, без свидетелей, крестить, соборовать, повенчать, причастить, отпеть. Знали и уважали протоирея Виктора Галахова не только в Павлово-Посадском районе, но и в сопредельных городках и селах.

На могилку к о. Виктору Галахову приходят старожилы, знавшие его, приходят их дети, слышавшие о нем, приводят внуков. Народное почитание памяти настоятеля не уменьшается год от года, а напротив — молва приводит к его могилке все новых и новых людей. «Говорят, что здесь похоронен какой-то замечательный батюшка, вы не покажете его могилку?»- с таким вопросом часто обращаются в церковной ограде к прихожанам люди, впервые пришедшие в храм.

Народная любовь выденлила из священнослужителей Христорождественского храма протодиакона Николая Зайцева, служившего здесь также после войны. Отец Николай тоже воевал, получил тяжелое ранение, которое в последствии и послужило причиной его безвременной кончины. Прихожане рассказывают о его прекрасном голосе и необыкновенном такте. От диаконского служения зависит благолепие православной службы, оно очень влияет на молитвенное настроение прихожан. Диаконов обычно любят, но отец Николай Зайцев был таким диаконом, что на службы с его участием приходили и приезжали издалека. На фотографическом портрете мы видим красивого крупного человека с артистической внешностью, мягкими чертами лица. Таким его и помнят: величественным, внимательным, ласковым.

В 1976 г. настоятелем Христорождественнского храма в с. Заозерье был назначен протоирей Виктор Шиповальников, священник замечательной судьбы. Перед его глазами прошла вся история Русской Православной Церкви в непростой советский период. Он не был сторонним наблюдателем, но участником этой истории.

Родился о. Виктор в 1915 году в Архангельске. С семилетнего возраста он пономарил — прислуживал в алтаре приходского храма. Уже в детстве он мог наблюдать и ощутил на себе ненависть нового строя к Церкви. Архангельск был местом всесоюзной ссылки. Сначала туда ссылали духовенство, потом, когда началась коллективизация, - крестьян. В закрытых городских храмах строили нары, превращая их в тюрьмы. Там жили и умирали «изгнанные за правду» (Мф. 5, 10). Но их судьба не устрашила, а, напротив, побудила молодого человека думать, как восполнить это оскуднение числа духовенства Православной Церкви. Именно тогда пришла к нему мысль стать священником.

В 1943 г. Виктор Шиповальников был рукоположен в священнический сан и в скорости арестован. Осудили его как священника, как «социально вредный элемент», - как тогда говорили. Приговор — Печерские лагеря. К счастью, в конце войны политика государства в отношении к Церкви несколько изменилась, и духовенство постепенно стали освобождать из мест заключения, возвращать из ссылок. Освободили и о. Виктора.

Более полувека священнического служения. И все эти годы о. Виктор трудится, восстанавливая храмы, восстанавливая утраченные, скрытые в годы «выживания» благолепие и торжественность праздничных богослужений. В годы гонений Церковь вынуждали молчать, проповедников ссылали, лишали регистрации. Всякое проявление церковности вне храма преследовалось. Не дозволялся колокольный звон, крестные ходы, совершение треб на дому, освящение жилища, причащение в больнице. Существовал даже указ, не позволяющий духовенству появляться в духовной одежде вне храма и собственного дома.

Люди, трудящиеся в храмах, живущие церковной жизнью, терпели скорби от всех общественных организаций. От завкомов, профкомов, домкомов. Нигде их не забывали осудить и притеснить. Их увольняли, обходили в должности, всячески донимали. Делалось все, чтобы в храмах остались одни старушки. Православие оставили «доживать». Для большинства людей религиозность соединялась в сознании с серостью, неграмотностью, немощью, ветхостью.

Везде, где служил прот. Виктор Шиповальников, он делал все возможное, чтобы показать всем культуру, мощь красоту и живую радость православных богослужений. Сам он всегда ходил в духовной одежде, устраивал крестные ходы, возобновлял колокольный звон, привлекал прихожан к чтению акафистов. В каждом храме, где доводилось ему служить, он создавал великолепный хор с замечательным репертуаром. В этом ему всегда помогала матушка, регент, тонко понимающая церковное пение. Семья Шиповаленковых собрала исключительную библиотеку церковных песнопений.

Отец Виктор старался дать людям почувствовать и заставить полюбить особенность и красоту каждого праздничного богослужения. «Я всегда думал о том, что надо так поставить службу, чтобы люди, которые может быть не так часто ходят в храм, ушли из него с особым чувством духовного очищения и радости», - говорил о. Виктор. Он всегда считал, что лучшая проповедь православия — боголепная и торжественная служба. В Заозерье как драгоценное наследство бережно хранят те традиции и порядки, что были здесь при настоятельстве о. Виктора.