• Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Статьи


С благодарностью, осознанием и с просьбой.

E-mail Печать PDF

Мы опять стоим на пороге Нового года. Цикличность времени не зависит от нас. Как Божья данность она принадлежит всему здешнему миру и всему человечеству. Годовой круг мистичен во всех религиях. Люди всегда видели в нем проявление высших сил. Календари, то есть деление на периоды годового круга, могли быть различными у разных народов, но в них обязательно существовала эта таинственная точка – день (или ночь) перехода из одного года в другой, который очень почитался.

В Древней Руси новый год начинался первого марта, что совпадало с началом сельскохозяйственных работ. По отечественному обычаю, началу всякой деятельности всегда предшествовало молебное обращение к Богу с просьбой о содействии. Так и Новый год начинался с благодарения за милости прошедшего времени и прошений с надеждой новых благодеяний. В 1492 году Великий Князь Иоанн 3 Васильевич утвердил постановление Московского собора считать за начало как церковного, так и гражданского года 1 сентября, то есть окончание полевых работ, когда было положено платить дань, различные пошлины и оброки. Не самое приятное дело уплаты налогов и оброков скрашивала царская милость. Накануне сам царь являлся в Кремль, где каждый, будь то простолюдин или знатный человек, мог подойти к нему и без посредников просить правды и милости.

Церемония празднования церковного новолетия была заимствована из Византии, где ее установил Константин Великий. Вот как описывает один иностранец, виденный им в России в 1636 году праздник: « На дворцовом дворе собралось более 20 тысяч человек старых и малых. Из церкви, стоящей с правой стороны у входа на площадь (Успенский собор), вышел патриарх со своим духовенством из 400 священников; все в церковном облачении … Его Царское Величество, со своими государственными сановниками, боярами и князьями, шел с левой стороны площади. Великий Князь с непокрытою головою и патриарх в епископской митре вышли одни из хода, подошли друг к другу и поцеловались в уста. Патриарх подал также Великому Князю поцеловать крест… Затем в длинной речи он произнес благословение Его Царскому Величеству и всему народу и пожелал всем счастья на Новый год. Патриарх говорил так: «Дай, Господи! Вы, Царь, Государь и Великий Князь, всея России Самодержец, здоров был со своею Государынею Царицею и Великою Княгинею, а нашею Государынею, и со своими государевыми благородными чады, с царевичи и царевны, и со своими государевыми богомольцы, с преосвященными митрополиты, и со архиепископы, и со епископы, и с архимандриты, и с игумны, и со всем освященным собором, и с бояры, и с христолюбивым воинством, и с доброхоты, и со всеми православными христианы, здравствуй, Царь Государь, нынешний год и впредь идущие многие лета в год и во веки». Народ в подтверждение патриарших пожеланий громко кричал: «Аминь!». Сирые, убогие, беззащитные и гонимые находились тут же в толпе с поднятыми вверх прошениями, которые они с плачем и рыданиями повергали к стопам Великого Князя, прося у него милости и заступы. Прошения эти относились в царские покои». Празднование Нового года непременно сопровождалось делами милосердия и справедливости.

В царствование Петра Первого привычное для России летоисчисление от сотворения мира было заменено на принятое в Европе летоисчисление от Рождества Христова. Таким образом, Новый год получил новую «прописку» и стал праздноваться на восьмой день Рождества, то есть -- первого января (по старому стилю). Ведь именно на восьмой день, по еврейскому закону младенец «рождался» юридически, то есть, его имя вносилось в списки израильского народа. На восьмой день естественного Рождества от Девы Марии Спаситель был внесен в книгу записей и родился, как гражданин. Внешнюю атрибутику праздника Петр Первый перенял из Европы. Первого января 1700 года, по указу царя, дома и ворота жителей должны были быть украшены хвойными деревьями, а тем, у кого имелось оружие, предписано было выражать свою радость, по случаю наступления нового столетия и Нового года, троекратной пальбой. Приказано было пускать световые ракеты, и повсюду, во дворах и на улицах, хоть вскладчину, жечь огни. В храмах, кроме обычной службы служились новогодние молебны. Тогда календарный (или гражданский) Новый год попадал на Святки, и такое веселье было вполне кстати. Перемена календаря не коснулась церковного годового круга, он, как и прежде, начинался, по византийской традиции, – 1 сентября.

В 1918 году церковный и гражданский календари совсем разделились. Товарищи большевики, чтобы еще более отмежеваться от прошлого России, перешли на европейский григорианский календарь, опережающий прежний на 13 дней, церковный же календарь остался, как и был -- юлианским. Таким образом, Новый год теперь начинался до Рождества Христова и попадал на Рождественский пост. Впрочем, Новый год, как общегражданский праздник некоторое время вообще не отмечали, даже новогодняя атрибутика вроде елок и фейерверков была под запретом, так как в сознании людей он всегда был связан с Рождеством Христовым, а товарищи безбожники всячески боролись с Христом и с Его Церковью.

Уже давно в нашей стране Новый год вписан в гражданские праздники. Ему не только вернули елки и салюты, но даже добавили непременное оливье и поздравление главы государства. Новый год наши соотечественники встретят по-разному. Кто-то в семейном кругу, за обильной трапезой дополненной новогодними телепрограммами. Кто-то «средь шумного бала», кого-то благодарное сердце приведет к старикам-родителям. Будут и такие, кто не станет ждать боя курантов с бокалом шампанского, а заснет сладким сном, чтобы в первое утро Нового года проснуться со свежими новыми мыслями, идеями и планами. Это праздник (или просто выходной) для всех граждан. И сегодня он, на первый взгляд, не связан с религией. Однако, духовная составляющая у него есть и сегодня. Новый год это категория времени, а время, и все, что с ним приходит -- от Господа. Поэтому в православных храмах, как и прежде, в преддверии Нового года служат молебен. Причем в наши дни его служат дважды: 31 декабря и 14 января, то есть в Новый год по новому стилю и в Новый год по старому стилю. Заметим, что сегодня все больше людей стали отмечать и знаменитый «Старый Новый год» -- явление непонятное иностранцам.

Молебное пение на Новый год когда-то включало в себя молитву о царе «Еще молимся о благочестивейшем, самодержавнейшем, Великом Государе нашем Императоре… о державе …, здравии, спасении его».. В наши дни императора не поминают, а в остальном тексты остались прежними. «Со страхом и трепетом» благодарим Господа за его благодеяния, которые Он обильно излил на нас в прошедшем. Просим благословить «венец наступаемого лета (года) благостию Своею, и утолити в нас все вражды, нестроения, и междуусобныя брани» подать нам мир, твердую и нелицемерную любовь, благочинное строение и добродетельное житие. Молитвенно просим не поминать бесчисленные наши беззакония и лукавые наши деяния, бывшие в уходящем году, а еще: воздавать нам не по делам нашим, но «в милости и щедротах помянути нас». Вполне актуальные просьбы. Думается, к таким новогодним пожеланиям могли бы присоединиться даже нецерковные граждане.

И далее всем понятные просьбы: «подати дожди благовременны, ранны же и поздны, росу плодоносну, ветры мерны и благорастворенны, и теплоту солнечную возсияти…». А еще – укрепить и утвердить Святую Церковь. Соблюсти ее во веки необориму от всех наветов людских и демонских. Просим «избавитися нам в сие грядущее лето (год), и во вся дни живота (жизни) нашего от глада, губительства, труса (землетрясения), потопа, града, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя рати». И последнее прошение: «И славимому Богу всегда благодарение приносити, и Пресвятое имя Твое воспевати да сподобиши».

«Нет на земле ничтожного мнгновенья» (Баратынский). Всякое мгновение непременно включено в Промысел Божий. И Новый год тоже. Как год и как праздник, как новый отсчет времени… Все это требует от нас осознания. Как писал И. Ильин, «все в жизни «говорит», «зовет», «учит»; все подает знак, все знаменует…». Под каким знаком, под каким знаменем встретим мы Новый год? Желаю всем нам встретить его, в согласии со словами новогоднего молебна, под знаком благодарности Богу, с надеждой на Его прощение осознанных нами грехов и на щедрое благодатное участие Господа в нашей жизни. С Новым годом!

20.12.2015 Протоиерей Сергий Николаев для газеты «П-Посадские известия».

 

Отцовство

E-mail Печать PDF

«Все в этом мире носит в себе свою сокровенную сущность и предназначение, оставаясь верным им». У мужчины эта сокровенная сущность и предназначение — отцовство. Смысл его не только, вернее, не столько в продолжении рода, но гораздо шире. Отцовство — понятие изначальное, исконное. Оно — часть мужской природы. Его основная черта — служение и ответственность перед Богом за тех, кто поручен тебе, кто нуждается в тебе, кто зависит от тебя. Оно не может быть осуществлено каким­-то набором правил или нравственных действий. Отцовство — всегда творчество. Самый первый для нас, простой и понятный пример отцовства мы познаем в семье. Ребенку не сразу открывается роль отца. Вначале он более нуждается в матери. Она для него самый близкий и главный человек. Но постепенно, в наблюдении за родителями, младенцу открывается истинная семейная иерархия. Если он постоянно видит главенство отца и послушание ему матери, ребенок правильно определит свое место и будет вести себя соответственно. Но если дитя не видит послушания матери, ему трудно будет объяснить, почему нужно слушаться. Дети воспринимают мать, в какой-­то степени, как некую собственность, и очень быстро учатся управлять ею. Само присутствие отца, как главного в семейной общности, ограничивает эти детские притязания. Иногда матери достаточно пригрозить тем, что она все расскажет отцу, или взять телефон: «Сейчас позвоню папе», и шалуны становятся тише воды, ниже травы. Отец — это, конечно же, не олицетворение наказания, в детском сознании он олицетворяет истину, умение и могущество. Он тот, кто все знает, все умеет и все может. Он тот, кому безгранично доверяешь. Тот, кого боишься огорчить. Тот, чья любовь к тебе никогда не перестает, хотя порой и выражается в непонятных или неприятных тебе действиях или запретах. Такое понятие отца формируется у ребенка в раннем возрасте, когда сознание его еще не знает критики. Это очень устойчивое понятие. В этом случае дитя возрастает и развивается, наиболее полно реализуя свои возможности. Но главное, семейный пример почти без слов и насилия учит его истинным жизненным ценностям — любви, смирению, заботе о ближних, ответственности.

 

Подробнее...
 

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЦЕРКВИ В СВЕТСКИХ СМИ

E-mail Печать PDF

В принятом на юбилейном Архиерейском соборе 2000 года документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» находим не только разрешение чадам Православной Церкви участвовать в СМИ, но и побуждение к посильному участию. При этом приложение сил не ограничивается церковными СМИ, но возможно и уместно в светских медиа ресурсах. Конкретно в разделе XV говорится, что «просветительная, учительная и общественно-миротворческая миссия Церкви побуждает ее к сотрудничеству со светскими средствами массовой информации, способными нести ее послание в самые различные слои общества. Святой апостол Петр призывает христиан: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3. 15). Любой священнослужитель или мирянин призваны с должным вниманием относиться к контактам со светскими СМИ в целях осуществления пастырского и просветительского делания, а также для пробуждения интереса светского общества к различным сторонам церковной жизни и христианской культуры».

И мы уже на протяжении многих лет наблюдаем сотрудничество светских СМИ с представителями Церкви. Православное духовенство и миряне участвуют в теле и радиопрограммах, публикуются в светских изданиях. И это отрадно. Однако, такое участие требует особой ответственности и осмотрительности. Не всем и не всегда стоит выходить в медиа пространство. Когда появляется возможность подобного рода миссионерской деятельности, стоит спросить себя: а имею ли я достаточно знания, умения и сдержанности, чтобы достойно представлять Церковь? Мы, к сожалению, уже сталкивались с излишне эмоциональными, порой даже агрессивными по отношению к инакомыслящим выступлениями и публикациями. С просто необдуманными высказываниями. Иногда, пусть и с «благими» намерениями, обществу предлагаются недостоверные факты, необоснованные мнения, торопливые выводы. Даже благая цель не извиняет публичного невежества, недоброжелательства и несдержанности.

Особенно в светских СМИ нам должно помнить, что мы в гостях. И вести себя соответственно. Не указывать хозяевам, как им жить, во что одеваться, кого слушать. А освещать то, как живет церковное общество, может быть и через жизнь отдельных его членов. Рассказывать, что у нас принято, и что – недопустимо. Как мы относимся к тому-то и тому-то. Рассказывать, во что мы верим и что такое церковная жизнь. Говорить о православной культуре и многое другое. Как рассказывает гость о своем крае и своей семье. О том как живут его близкие и соседи. Если он рассказывает без высокомерия – «у нас-то не то, что у вас здесь», то хозяин послушает, послушает и захочется ему тоже поехать в тот край и самому увидеть ту прекрасную жизнь, прекрасных людей. Ну, а иначе это будет то самое «праздное слово», за которое нам придётся дать «ответ в день суда» (Мф.12,36).

Церковный человек в СМИ – это форма общественной проповеди. И подходить к ней нужно не только подготовленным интеллектуально и эмоционально. Одна из составляющих, а вернее, направляющих проповеди – благоговейное отношение к человеку, ради которого ты ее произносишь (или пишешь). А цель проповеди – спасение этого человека, пусть незнакомого и даже худой жизни и искаженного грехом сознания. Пусть даже неверующего. Потому что и ради него принял страдания Спаситель. И ради него тоже принесена Крестная Жертва.

На встрече с участниками V фестиваля православных СМИ «Вера и Слово», состоявшейся 31 октября 2012 года в зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя, Святейшему Патриарху Кириллу был задан вопрос о том, как вести себя священнику в СМИ.

Ответ Святейшего Патриарха Кирилла:

«Я думаю, что надо быть ответственным за все то, что мы говорим, особенно публично. Я отдаю себе отчет в том, что сама по себе дискуссия часто эмоционально вовлекает людей настолько, что как бы тормоза отпускаются. Мы с вами бываем свидетелями каких-то эпатажных заявлений со стороны священнослужителей — часто ни к селу, ни к городу, простите. Либо это результат действительно эмоциональной инерции — человек увлекся, и уже остановиться не может. Либо это, действительно, недостаток ответственности за то, что говорит священнослужитель.

Я в данном случае говорю о священнослужителях, потому что именно слова священников чаще всего цитируются, интерпретируются в ту или иную сторону, и используются, в том числе, и для нападок на Церковь.

Поэтому не нужно эпатировать публику. Эпатаж – это не наша миссия. Пусть им другие занимаются.

Вообще, народ устал от эпатажа. На первых порах, когда появилась свобода высказывания, все было интересно — вот тогда все слушали с придыханием, замиранием сердца. Сегодня уже многие устают от хлестких слов, в которых мало смысла, но очень много стремления и желания произвести впечатление, и чаще всего, даже не для того, чтобы достичь цели, а чтобы себя, как теперь говорят, пропиарить.

Поэтому я бы призвал всех православных коммуникаторов, всех, кто участвует в публичной деятельности, ответственно относиться к словам. Я думаю, на памяти у многих из вас неудачные шутки наших священнослужителей — пошутил сдуру, брякнул, а потом весь Интернет два или три месяца гудит и разбирает эти шуточки. А в это время Церковь делает важные заявления, касающиеся отношений Церкви и общества, многие вопросы связаны с семьей, с браком, с рождением детей, то, что является важным фактором свидетельства Церкви перед лицом внешнего мира — а все внимание поглощено комментариями к той самой неудачной шутке или к тому или иному эпатажному заявлению, в котором потонули потом все положительные импульсы, исходящие от Церкви.

Так вот давайте спросим: польза от таких выступлений или вред? Мы же не клоуны.

Почему я сказал не участвовать священникам в публичных ток-шоу? Потому что сама стихия ток-шоу предполагает эпатаж. Это же не серьезная дискуссия, там же никто не выясняет истины. Разве было хоть одно ток-шоу, в результате которого было принято решение? Было хоть одно ток-шоу, результаты которого были инкорпорированы в какие-то политические действия или в документы государственной важности?

Вы не назовете ни одного такого ток-шоу, и присутствие там священников – это просто участие в игре по чужим правилам. Это не наше дело.

Наше дело – свидетельствовать, жизнью и словом своим, жертвенными делами. Наше дело – ходить по больницам и приютам, заниматься с бездомными, наркоманами, алкоголиками, с безбожниками нашими, которые мечутся, сами до сих пор не могут понять, где они, во что они верят и во что не верят. Наше дело — молодежь спасать…

Конечно, такого рода работа приносит меньше пиара, ниже рейтинги публичности.

Не нужно за этими рейтингами публичности гнаться. Это не наше дело, это все очень греховно.

В публичных выступлениях всегда есть элемент личностный, его нельзя снять. Всегда человеку хочется показать себя с лучшей стороны- это естественно.

Вот почему я очень не люблю задушевных разговоров с корреспондентами. Во всех этих задушевных разговорах есть элемент искусственности, ну не будет же человек о себе плохо говорить. Задает журналист вопрос: «Скажите, какая ваша самая большая слабость?» Отвечаешь на весь мир. Значит, либо я скажу неправду, либо нечто такое, что будет работать на развитие симпатии людей в мой адрес. Опять ложь, опять лицемерие.

Мы должны этого избегать. Мы не должны быть одними пред Престолом Божьим, вознося руки в момент совершения Евхаристии, и другими, когда мы отвечаем на вопросы журналистов».

 

Страстная седмица

E-mail Печать PDF

Страстной седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя.

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста первые христиане, горя желанием неотступно быть с Господом в последние дни Его жизни, в Страстную седмицу усиливали моления и усугубляли обыкновенные подвиги поста. Они, подражая Господу, претерпевшему единственно по любви к падшему человечеству беспримерные страдания, старались быть добрыми и снисходительными к немощам братий своих и больше творить дела милосердия, считая неприличным произносить осуждение , прекращали в эти дни всякие тяжбы, суды, споры, наказания и даже освобождали на это время от цепей узников в темницах, виновных не в уголовных преступлениях.

Каждый день Страстной седмицы посвящен воспоминанию об определенных событиях жизни Христа. В первые три дня вспоминают беседы Иисуса Христа с его учениками и народом. Так, в Великий понедельник вспоминают евангельскую притчу об иссушении господом бесплодной смоковницы. Она символизирует собой человека, погибающего в непокаянии, чья душа не принесла веры, молитвы и добрых дел.

В Великий вторник вспоминают притчи, произнесенные Иисусом Христом в Иерусалимском Храме. Среди них — притча о воскресении мертвых, о дани кесарю, о Страшном суде, о талантах и десяти девах. Кроме этого, во второй день Страстной недели принято вспоминать обличение Христом книжников и фарисеев.

В Великую среду со скорбью вспоминают о предательстве Иисуса Христа Иудой Искариотом за 30 сребреников, а также о грешнице, которая, сама того не ведая, подготовила Христа к погребению, омыв слезами Его ноги и возлив драгоценное миро Ему на голову. В этот день принято сравнивать два жизненных пути — предателя Иуды и покаявшейся блудницы Марии Магдалины. Мария Магдалина приняла спасение, Иуда же избрал духовную гибель.

Великий четверг (Чистый четверг) напоминает нам о Тайной вечере — последней трапезе Христа с учениками перед его казнью. Литургия в Страстной Четверг символизирует участие верующих в Тайной вечере. Во время богослужения в этот день Страстной недели вспоминают четыре события Евангелия, которые произошли именно в четверг: омовение Иисусом Христом ног своим ученикам, предательство Иуды, сама Тайная вечеря и установление Таинства Евхаристии (причастия) и, наконец, молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду.

Самый скорбный день Страстной седмицы — Великая (Страстная) пятница. Именно в этот день был распят Иисус Христос, поэтому в пятницу перед Пасхой верующие вспоминают о суде, распятии и крестной смерти Христа на Голгофе. В этот день Божественную литургию не служат, потому что в этот день Сам Господь принес себя в жертву. На вечерне в Великую пятницу выносят плащаницу. В Великую субботу вспоминают о пребывании Иисуса Христа во гробе. В Иерусалиме в этот день сходит Благодатный огонь (Святой свет), символизирующий выход из Гроба Света Истинного (воскресение Иисуса Христа). В Великую субботу в храмах совершают литургию Василия Великого. Во время этой литургии зачитываются библейские пророчества перед плащаницей, которую выносили накануне.

А в последний день Страстной седмицы, в воскресенье, празднуется Пасха — день Светлого Христова Воскресенья!

 

ЖЕНСКАЯ ДОЛЯ

E-mail Печать PDF

Наши представления о мире часто основаны не на знании предмета, а на привычном мнении. При этом «общеизвестное» не всегда дружит с истиной, но попробуйте ему противоречить! « Да это каждый ребёнок знает!» Стереотипы – опасная штука, они отравляют сознание и, потом, из-за них то и дело оказываешься в глупом положении. Особенно славен стереотипами так называемый «женский вопрос». Один из самых привычных -- это мнение, что христианство низводит женщину до существа второго сорта, что Церковь способствовала домашнему закрепощению женщины, её семейному и общественному бесправию. Попробуем вырваться из плена этого общественного мифа, и обратимся к фактам.

Подробнее...
 


Страница 2 из 3