• Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
К Великому Посту

Веселое Время Поста

E-mail Печать PDF

Всемирное понятие — пост

По-разному встречают православные пост. С разным настроением. Может, это и неплохо. Как говорится, Господь и землю не сравнял. Где горы высокие, где долины, а где и болото ягодное. А уж люди-то и подавно разные. О разном думают. Слабый здоровьем тревожится: выдержит ли. Слабый духом сомневается: справится ли. У хозяйки домашние заботы на уме: чем кого накормить. Кто-то надеется сбросить свою духовную лень, встрепенуться. Кто ждет обновления жизни, угашения страсти-беды. А кому-то всегда мило встречать это время особенной духовной работы, позволяющей нам подниматься над обыденной суетой, хоть и необходимой в жизни, но незаметно уводящей с горных вершин на клюквенные россыпи.

Словом, иной раз душа радуется, а в иное время плоть трепещет. А в общем, большинство православных пост любят, кто не сильно любит — терпеливо уважает, а кто поста не уважает, тот и не православный. Может, кому и обидны эти слова, но это так. Пост, его не придумали, это дар Божий. Заповедь о посте была дана Господом первому человеку в раю. Пост — дар благодатный, ограда, спасающая от смертоносных страстей, греховных привычек. Пост отгоняет и саму смерть.

«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2, 16—17). Но человек нарушил заповедь, искусил его дьявол, и с нарушением заповеди поста вошла в человека смерть. Была проклята земля за грех его. Теперь уже не в саду Едемском, а на неприветливой земле в тяжелых трудах и скорби был обречен жить Адам. Умножился род человеческий и расселился по всей земле, и в каждом народе, в каждом племени жива память об охраняющей жизнь заповеди поста, и всякий народ в своей вере, пусть зачастую и неправой, имеет какое-нибудь добровольное воздержание — то есть пост.

Подробнее...
 

Жаворонки

E-mail Печать PDF

Бабушка печёт жаворонки, потому что завтра праздник сорока мучеников Севастийских.

– К сорока мученикам всегда пекут жаворонки, – объясняет она внуку, раскатывая скалкой тесто, – И мама моя пекла, и бабушка...

Ваня смотрит на тесто и спрашивает:

– А зачем пекут жаворонков? Можно просто плюшки испечь. Или пирожки.

– Скажешь, тоже, – в кухню заходит старший Ванин брат Миша, – Скажешь, тоже: плюшки. Плюшки, они совсем не духовные. А жаворонки – духовные. Правда, бабушка?

Бабушка с полминуты думает.

– Правда. Плюшки, они к дивану тянут, а жаворонки – в небо. Жаворонки – духовнее.

– А почему к сорока мученикам птичек пекут? – опять спрашивает Ваня.

– В наших краях в это время птичья весна, – отвечает бабушка, – Все птицы домой прилетают. А птица, она больше всей твари на душу человеческую похожа. Всё вверх стремится. Вроде, как душа наша к Богу. И всякая птица Бога славит.

– Как это она Бога славит? – удивляется Ваня.

– Песней своей. Думаешь, почему она так красиво поёт? Она Бога песней славит. Бабушка подсыпала на тесто муки. Чтобы не прилипало к скалке.

– Убить певчую птицу всегда большим грехом считалось. Вроде, как Божьего славильщика убить.

Ваня во все глаза глядит на бабушку. Как же это ?! Птички не просто так поют, а Бога славят! И вдруг он вспоминает.

– Бабушка! А сорока? Сорока не поёт, она трещит, да скачет. Бабушка на всё знает ответ.

– Сорока славит Бога своим оперением. Раскрасавица, с длинным хвостом, с белыми бочками. Все смотрят на неё и думают: "Что же за замечательный Художник её разрисовал? Великий мастер! А Художник-то этот – Господь! Вот и получается – Богу слава!

– А ворона? – не сдаётся Ваня, – Как ворона славит?

– Ворона своим разумом славит. Очень умная птица.

Теперь бабушка режет тесто на полоски.

Миша собрался было уходить с кухни, но остался. И ему интересно, как птицы Бога славят. Он тоже вступает в разговор.

– А вот что ты скажешь про воробья? Он не красивый, чирикает скучно, и вообще, глупая птица.

Но бабушка вступается и за воробья.

– Воробей хоть и неказист, да живёт рядом с человеком. С полями хлебными. Он с полей всех гусениц, всех жуков вредных собирает. Правда, бывает, что и зернышки поворовывает. Да и все не без греха. Только пользы от воробья очень много. Без него мы большой части урожая лишились бы. Вот он этой пользой и славит Бога.

Миша даже засмеялся от такого объяснения. И тут же вспомнил про дроздов.

– И дрозды что ли, по-твоему, славят? Помнишь, как они целыми стаями летали, да вишни оклёвывали? Облепиху твою в полчаса всю съели.

– И ладно, что склевали. Надоела она мне, облепиха эта. Не по возрасту мне уж на лестнице висеть, да стричь её.

Бабушка и рукой махнула в сторону окна. Ну, мол, её, облепиху.

– Ты же на дроздов сама ругалась, серыми разбойниками называла, – напомнил Миша.

– Может, и ругалась. Не помню уж. Только и дрозды Бога славят. Они дружбой своей славят. Посмотри, как они стайками кормиться летят. Все враз поворачиваются, все враз на дерево садятся. Никто у них не отстаёт, не своевольничает: "Не хочу, мол, я направо, хочу налево". А все, как один. Какая дружба! Некоторым мальчикам поучиться бы у них. А что ягоды клюют, то это корм их, и нам напоминание, что не всё в огороде наше. Надо и другим уделять.

Бабушка присела на свой высокий табурет, поглядела на внуков.

– Всякая тварь должна Бога славить. Потому что у всякой твари свой талант есть. Талантом она и славит.

Мальчики молчали.

– И человек должен своим талантом Бога славить. Кто бы ты ни был: певец ли, художник, плотник или врач, всякое твоё дело может быть к славе Божьей. Если ты, конечно, делаешь его честно, по совести, и не ленишься.

Не просто объяснить малышам про Божью славу, но бабушка старается, чтобы было понятно.

– Художника славят его картины, композитора – его музыка, столяра и горшечника – их изделия, борца – его победы. А Господь славится Своими творениями – художником, музыкантом, столяром, борцом. Смотрят люди на картину и вспоминают о Том, Кто дал художнику такую силу и умение. О Боге.

Бабушка решительно встаёт к столу и начинает вертеть из полосок жаворонки. Она даёт Ване блюдце с изюмом, чтобы он делал птицам глазки.

– А какой самый лучший, самый главный талант? – спрашивает Ваня.

– Самый лучший талант – вера, – сразу говорит бабушка.

Через несколько минут противень заполняется жаворонками, и его отправляют в духовку. Бабушка опять садится на свой табурет.

– Самый главный талант – это вера, – продолжает она прерванный разговор, – О нём надо больше всего заботиться. С этим талантом и другие таланты расцветают. Да он и один стоит дороже всего. Вера не картину, ни самолёт, ни другое что, а самого человека делает прекрасным.

Внуки ждут, не торопят бабушку, и она, не спеша, начинает рассказывать.

– Давным-давно, в армянском городе Севастии стоял воинский полк. Это был лучший полк языческого императора. Но все воины в нём были христиане. Император ненавидел христиан. Он заставлял их отречься от Христа, а тех, кто не соглашался – отдавал на мучения и казнил.

– Воинов – христиан убеждали отказаться от своей веры и принести жертвы языческим идолам. Их соблазняли большими чинами и богатством. Но воины как один отказались. Они говорили, что их богатство и почёт в вере в Христа.

– Ни уговоры, ни угрозы не сломили упорства воинов. Тогда их приказали раздеть и поставить посреди горного озера. В это время была зима, и мучители думали, что мороз и ветер заставят христиан сдаться.

Бабушка говорит тихо, не глядя на мальчиков. Руки её лежат на припорошенном мукой столе.

– Для того, чтобы соблазнить мучеников, на берегу поставили баню и стали её топить. Только один, не выдержав лютого холода, решился выбежать из воды и бросился к бане. Но только он ступил на порог, как весь растаял, словно был из воска.

– Ночью озеро и воинов осветил яркий и тёплый свет с неба. Он согрел воду. Всё это видел темничный страж. Он увидел ещё и то, что с неба опускаются 39 венцов. Тогда он скинул с себя одежду и бросился в озеро со словами: "И я – христианин!" Так воинов опять стало 40. Звали его Аглаий, и он тоже получил небесный венец.

Бабушка на минуту задумывается.

– А что было дальше? – нетерпеливо спрашивает Ваня.

– На утро пришли мучители и, увидев, что воины не замёрзли от мороза, очень удивились.

– Они от небесного света не замёрзли и от горячей веры, – догадывается Ваня.

– Ещё бы! Вера их тоже согревала, – соглашается Миша.

Бабушка смотрит на внуков, кивает им головой и продолжает:

– Воины уже знали, что им придётся умереть. Но они терпели до конца. Они спокойно приняли все последующие мучения, а затем и саму смерть.

Всё так же, положив руки на белый от муки стол, бабушка молча сидит на своём высоком табурете. Ваня и Миша тоже молчат. Может они представляют себе холодное озеро в горах и сорок верных воинов Христовых посреди него. А может быть, думают о себе: какая же у них самих вера. Горячая или прохладная?

– Жаворонки! – вдруг вспоминает бабушка, – Жаворонки в духовке!

Она хватает первую попавшуюся тряпицу и бросается вынимать противень.

– Успела, – говорит она, облегчённо вздохнув и глядя на жаворонки, – Вот только чуть больше зарумянились. Да это ничего.

– Они ведь с юга прилетели, может, загорели там, – успокаивает бабушку Ваня.

Бабушка снимает жаворонков и укладывает их на блюдо.

– Жалко, что их не спасли, – печально говорит Ваня.

Бабушка гладит его по головке.

– А сорок севастийских мучеников не умерли. Они и теперь служат людям. Как? Мы читаем, рассказываем про их подвиг, и при этом думаем о своей вере. Сравниваем. И конечно же хотим быть похожими на них. Они действительно получили от Христа самые высокие чины и, как небесные полководцы, своим примером ведут нас, земных солдатиков, к духовным победам.

– А ещё мы можем молиться им, когда в нас будет ослабевать вера, – смущённо говорит Миша, это он сам догадался.

Бабушка улыбается ему, подаёт полное блюдо жаворонков и заканчивает свой рассказ:

– Вот так, в давние времена пострадали в Севастии за веру в Христа сорок воинов. Душки их светлые улетели на небо и там славят Бога. А мы молимся им, сорока севастийским воинам, и к их празднику печём птичек-жаворонков, которые тоже, как чистые христианские души, стремятся в самую высь.

 

Пища для настоящих отшельников.

E-mail Печать PDF

Великим постом родителям неожиданно пришлось уехать. Присматривать за Максимом вызвали бабушку.

В день отъезда мама очень нервничала. И было отчего. Бабушка не во всём разделяла взгляды молодой семьи. Сама она в церковь ходила не очень-то часто, и пост соблюдать считала лишним. Поэтому мама и боялась, что за время их отсутствия Максим разболтается, и церковная жизнь его нарушится.

– Марина Александровна, – в какой раз просила она, – Не забудьте, что Максим у нас постится. Готовьте ему, пожалуйста, постную пищу. И напоминайте, чтобы он утром и вечером читал молитвы.

–Уж напомню, напомню. Если сама не забуду. – отвечала бабушка, – А с едой вашей, милые, я и не знаю, как справлюсь. На одной картошке и макаронах, пожалуй, и ноги протянешь.

Бабушка всё же решилась недовольно глянуть на маму.

– Ребёнку можно и послабление какое-нибудь сделать.

– Да что ты, бабушка! – закричал Максим, – Мы с тобой замечательно попостимся! Ещё лучше, чем с мамой. Я тебя враз научу. Главное – купить нужные продукты. У меня уже и список приготовлен...

Но договорить Максиму не дали. Пора было прощаться.

Первым вышел отец. Мама ещё раз умоляюще взглянула на бабушку и прижала платок к глазам.

– Иди, иди, не пропадёт он со мной, – сказала Марина Александровна, подталкивая её к двери.

Когда перестали махать вслед отъезжающим и отошли от окна, бабушка опять вспомнила о посте.

– И зачем он только нужен этот пост? Да ещё такой строгий? Морока с ним одна, – ворчала она, собирая обрывки бумаги по комнате.

– Пост нужен для духовной жизни, – авторитетно сказал Максим, – Сам Господь постился. И святые все постились. Пост – это весна души. Когда мы постимся, душа у нас расцветает.

Бабушка застыла, сжимая в руке букет из рваных газет. Потом тихо опустилась на диван.

–Ой, – застонала она, – Прямо как из книжки...

– Из книжки, из книжки, – весело подтвердил Максим, – Я тебе тоже дам почитать. Ты послушай, я ещё расскажу. Еда кормит тело, а пост кормит душу. Если кормить одно тело, то оно задавит душу...

– Да твоего тела даже стрекозу не хватит задавить, – перебила бабушка. Максим и на это нашёлся, что ответить.

– Душа, она легче стрекозы, – сказал он.

– Тебя не переспоришь, – отступилась бабушка, – Только вот что мы сегодня на ужин готовить будем?

– А мы готовить не будем, – Максим даже запрыгал от удовольствия, – Мы готовить не будем. Мы будем поститься, как настоящие отшельники.

– Какие ещё отшельники? – с опаской спросила бабушка.

– Были такие монахи-отшельники, они жили в каменных пустынях и лесных дебрях. Пищу они не варили и ели, что придётся.

Было заметно, что Максим хорошо подготовился к приезду бабушки. Однако и она просто так, без борьбы, сдаваться не собиралась

– А где они брали это "что придётся", которым питались? – спросила бабушка.

– Одни питались диким мёдом, другие – ягодами и кореньями, а некоторым еду приносил ворон.

Максим немного помолчал и продолжил:

– А ещё иногда благочестивые люди приносили отшельникам немного пищи. Когда не было вокруг ни ягод, ни кореньев, ни дикого мёда. И всё равно отшельники не варили ни супа, ни каши. У них был самый строгий пост.

– Но мы то с тобой не отшельники...

– Как ты не понимаешь, бабушка, – Максим и руками взмахнул, – Мы будем с тобой подражать их жизни. Перенимать их опыт.

– Хорошо, – согласилась бабушка, – Только ведь у нас нет ни дикого мёда, ни благочестивого мирянина с корзиной фиников.

Бабушка тоже иногда кое-что почитывала, и про финики знала.

– Да мы не одними финиками можем питаться, Я тебе целый список приготовил. Ты купишь в магазине все необходимые продукты, и мы можем сразу же начать подражать отшельникам, – наконец, Максим протянул бабушке листок со списком, – Пока наши вернутся, мы совсем привыкнем к строгому посту. Духовная жизнь сильно зависит от поста. Мама очень обрадуется.

Бабушка развернула список. Прочла несколько слов.

– Да, – протянула она со странным выражением, – мама непременно обрадовалась бы. Боюсь только, что моему старому желудку с непривычки трудновато будет. Поэтому я сейчас замешу постного теста, да налеплю вареников с морожеными ягодами. Немного перекусим. А к вечеру можно сделать картофельную запеканку с грибным соусом, или морковный пудинг с изюмом и яблоками. Это, конечно, не совсем отшельничья еда, на которую ты рассчитывал, но тоже, не помешает расцветать душе. Согласен?

–Согласен, – Максим вздохнул, – Только можно в воскресенье я один попробую немножко попоститься, как настоящий отшельник?

Бабушка минуту подумала.

– Можно, – сказала она, и добавила, – Но после того, как пообедаешь. Бабушка вышла в кухню. На столе остался лежать клетчатый листок из тетради. "Продукты для отшельников", – было написано вверху крупными красивыми буквами. Почерк у Максима был отличный. Дальше, в столбик, буквами поменьше шёл список постных продуктов:

– Чипсы с луком, чипсы с укропом, чипсы с солью, халва, газировка, сухарики "Три корочки", мармелад, конфеты "Красная Шапочка", мандарины, шоколад "Слава", пастила, яблочный сок, фисташки, халва ореховая, пряники, компот из вишен, воздушная кукуруза, сушки с маком, солёные крендельки, семечки, леденцы с сиропом... На леденцах список не заканчивался, но бабушка, кажется, дальше пятого пункта и не читала.